Қазақша  |  Русский
Образование - это знания, которые мы получаем из книг и о которых уже никто не узнает, кроме нашего учителя.
Главная
 Главная страница
 О проекте
 Теоретические материалы
 Календарный план
 МКШ в Казахстане
 Новаторский поиск в МКШ
 МКШ за рубежом
 Современное состояние малокомплектных школ
 Исполнительные органы
 Связь с нами
Современное состояние малокомплектных школ

В Республике Казахстан имеются небольшие и отдаленные населенные пункты, в которых открыты школы с небольшим числом учащихся. В таких школах один учитель работает одновременно с двумя и тремя классами. В последнее время малокомплектные школы стали возникать в больших городах в связи с миграцией населения из сельской местности в города.

По сведениям Министерства образования и науки Республики Казахстан малокомплектные школы составляют 56,5% от общего числа школ страны       (в 2005 году малокомплектные школы составляли 52%). Среди них 68% всех сельских школ являются малокомплектными.

Каждый четвертый учитель работает в малокомплектной школе, каждый шестой казахстанский ученик учится в малокомплектной школе. Если посмотреть на динамику развития системы малокомплектных школ в стране, то в период с 1982 по 2008 гг. их число резко возросло, также увеличилось и количество основных и средних школ. Например, в последние годы число основных малокомплектных школ увеличилось в 2,5 раза. Им присуще совмещение нескольких классов, многопредметность и т.п. Наряду с этим количество средних малокомплектных школ также возросло в 2,5 раза, так как в связи с уменьшением количества учащихся в полных школах они превратились в малокомплектные.

В настоящее время социально-экономическому развитию села уделяется большое внимание. Это касается и малокомплектной школы, для развития которой принят ряд мер, среди них:

1. Принятие постановления Правительства Республики Казахстан № 300 от 28. 02. 2002г., в котором определяются нормативно-правовые стороны работы малокомплектных школ.

2. Создание основной нормативно-правовой базы для малокомплектных школ.

3. Определение проблем малокомплектных школ в «Законе об образовании».

4. В государственной программе развития образования Республики Казахстан с 2011 по 2020гг. конкретизируются проблемы повышения качества образования в малокомплектных школах, а именно:

- создать республиканский центр развития малокомплектных школ на базе национальной академии образования им. Ы. Алтынсарина;

- при учреждениях повышения квалификации сотрудников-педагогов открыть 14 краевых центра;

-                       разработать основные правила деятельности малокомплектных школ;

-                        разработать и утвержить стандарты, регулирующие обеспечение учащихся и воспитанников живущих в местностях, где нет школ, бесплатным и безопасным транспортом до и после школы.

5. В связи с малочисленностью детей в малокомплектных школах имеется возможность:

-       установления полноправных взаимоотношений разновозрастных детей друг с другом;

-       развитие языка;

-       успешное обучение каждого ученика;

-       связь индивидуальных методов и приемов обучения с понятийными.

6. Уделяется внимание на подготовку педагогических кадров для малокомплектных школ в педагогических учебных заведениях.

7. Бюджетное финансирование для осуществления повышения квалификации педагогических кадров.

Учебная работа в режиме On line профессорско-преподавательского состава КазНПУ им. Абая направлена на разработку и реализацию эффективных технологий совершенствования профессиональной компетентности учителей.

В связи с этим через портал «Академия малокомплектных школ Республики Казахстан КазНПУ им. Абая» реализуется самообразование педагогов малокомплектных школ, проведение мастеркласса со школьниками, организация уроков с целью обмена опытом учителей малокомплектных школ.


 
© 2010-2012 Академия малокомплектных школ Казахстана